Управление учебной работы ВГПУ
Главная | Каталог материалов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 29.09.2024, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Общие положения [2]
Положения о практиках [0]
Формы отчетов [0]
Главная » Статьи » Практики » Общие положения

Положение о педагогической практике

Настоящее положение разработано в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. 28.02.2008 г.); Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125-ФЗ; Трудовым Кодексом Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ); Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71; Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 25.03.2003 г. №1154 и другими нормативными и правовыми документами в сфере образовательной деятельности.

 

1.Общие положения

 

1.1. Педагогическая практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального педагогического образования является составной частью основной образовательной программы высшего педагогического образования. Продолжительность, цели и задачи практики определены соответствующими государственными образовательными стандартами по специальностям (направлениям подготовки) высшего педагогического профессионального образования (далее ГОС ВПО), в соответствии с требованиями ГОС ВПО к организации практики.

 

1.2.Сроки педагогической практики устанавливаются в соответствии с учебными планами  и ежегодно конкретизируются графиками учебного процесса на весь учебный год.

 

1.3.В соответствии с требованиями к содержанию и организации педагогической практики, содержащимися в ГОС ВПО, кафедры самостоятельно разрабатывают программы практик с учетом рабочих учебных планов по специальностям (направлениям подготовки) и примерных программ дисциплин.

 

1.4.Программы педагогической практики разрабатываются соответствующими кафедрами, учебно-методическими комиссиями по специальностям  и утверждаются советами факультетов с учетом территориальных условий, профиля факультетов, особенностей студентов. В содержание и организацию практики студентов заочной формы обучения могут быть внесены отдельные изменения, согласованные и утвержденные на советах факультетов.

 

1.5.Задачами педагогической практики как ведущего звена профессиональной подготовки учителя являются:

- углубления и закрепление теоретических знаний, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися;

- развитие профессиональных компетентностей;

- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя и классного руководителя;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании;

- формирование приемов владения аудиторией;

- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

- развитие умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

 

2.Содержание педагогической практики

 

2.1.Учебная работа:

- приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, моделирование и проведение занятий различных типов;

- овладение методикой работы в классах с разноуровневой подготовкой;

- приобретение навыков самостоятельной организации учебной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- изучение студентами передового педагогического опыта работы учителей по предмету и внеклассной работе по специальности;

- ознакомление со всеми видами планирования учебной работы и правилами ведения школьной документации по предмету.

 

2.2.Воспитательная работа:

- ознакомление студентов с планированием и организацией воспитательной работы классного руководителя и образовательного учреждения в целом;

- приобретение  навыков самостоятельной организации воспитательной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- изучение личности учащихся, ученического коллектива с помощью психолого-педагогических методов исследования;

- освоение методики анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы;

- формирование умений организации, проведения и анализа педагогического общения с учащимися, коллегами и родителями.

 

2.3. Содержание каждой практики конкретизируется на каждом курсе и определяется программой практики.

 

2.4.По ряду специальностей проводится летняя педагогическая практика, основной задачей которой является совершенствование психолого-педагогических знаний, умений и навыков студентов в работе с детьми.

Содержание практики:

- ознакомление со спецификой работы в загородных (городских) центрах;

- участие в организации воспитательной работы в отряде и лагере;

- проведение обязательного отрядного воспитательного мероприятия или мероприятия развлекательного характера;

- изучение отношения детей во временном детском коллективе.

 

2.5.Психолого-педагогическая практика студентов проводится на 3 курсе в соответствии с учебными планами по специальности.

 

2.5.1.Основная задача практики – способствовать осознанию студентами функций учителя и классного руководителя.

2.5.2.Содержание практики:

- беседы с представителем администрации школы, учителем-предметником, классным руководителем;

- изучение психологических особенностей личности учащегося;

- психолого-педагогический анализ учебного процесса в классе;

- наблюдение и описание не менее 10 отдельных методов, методических приемов, технологий обучения из опыта работы учителя;

- ознакомление с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе;

- подготовка, проведение и анализ воспитательного мероприятия с использованием игры;

- проведение уроков в качестве ассистента учителя, самостоятельное проведение двух пробных уроков, самоанализ урока;

- взаимопосещение уроков;

- внеурочная работа по предмету;

- работа по классному руководству;

- оформление отчетной документации по практике.

 

2.6.Педагогическая практика студентов предвыпускного курса.

2.6.1.Основная задача практики – выполнение функций учителя и помощника классного руководителя в классах основной общеобразовательной школы.

2.6.2.Содержание практики:

- беседы с представителем администрации школы, учителем-предметником, классным руководителем;

- посещение и анализ учебных занятий разных типов по предмету специальности, проводимых учителем-предметником и студентами;

- посещение уроков по различным предметам, внеклассных мероприятий, кружковых и факультативных занятий в классе, где студент проходит практику;

- разработка индивидуального плана педагогической практики студента, тематического планирования;

- написание конспектов уроков, согласование конспектов с учителем и методистом;

- проведение уроков по предмету основной и дополнительной специальностей, последующий анализ и обсуждение уроков с методистом, учителем и студентами (количество уроков определяются ученым советом факультета);

- подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету;

- выполнение психолого-педагогических заданий (изучение особенностей личности учащегося или ученического коллектива (при наличии практики на 3 курсе) и составление его психолого-педагогической характеристики, проведение воспитательного мероприятия с учащимися класса, выполнение и психолого-педагогический анализ воспитательной работы, изучение особенностей учебно-воспитательного процесса в школе);

- оформление отчетной документации по педагогической практике.

 

 

2.7.Педагогическая практика студентов выпускного курса.

2.7.1.Основная задача практики – выполнение функций учителя в старших классах общеобразовательной школы.

2.7.2.Содержание практики:

- беседы с представителем администрации школы, учителем-предметником, классным руководителем;

- посещение и анализ уроков разных типов по предмету специальности, проводимых учителем-предметником и студентами;

- посещение уроков по различным предметам, кружковых и факультативных занятий в классе, где студент проходит практику;

- разработка индивидуального плана педагогической практики, тематического планирования;

- написание конспектов уроков, согласование конспектов с учителем и методистом;

- проведение уроков по предмету основной специальности и дополнительной специальности, последующий анализ и обсуждение уроков с методистом, учителем и студентами (количество уроков определяются ученым советом факультета);

- подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету;

- оформление отчетной документации по педагогической практике.

 

3.Организация и проведение педагогической практики

 

3.1.Организация педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами умениями и навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

 

3.2.Педагогическая практика организуется деканатами факультетов совместно со соответствующими  кафедрами и кафедрами педагогики и психологии.

 

3.3.Руководство педагогической практикой поручается преподавателям, имеющим достаточный опыт работы на факультете и в школе, заслуженным учителям школ, учителям-методистам, учителям-новаторам.

 

3.4.Практики, предусмотренные ГОС ВПО, осуществляются на основе договоров с базами, которые предоставляют места для прохождения практики студентов.

 

3.5.Основными базами педагогической практики являются общеобразовательные школы, школы-интернаты, колледжи, профессиональные училища, лицеи, гимназии, дошкольные образовательные учреждения.

 

3.6.Летняя педагогическая практика организуется в загородных, городских, сельских оздоровительных учреждениях отдыха школьников, детских садах, детских площадках, спортивно-оздоровительных трудовых объединениях, где студенты работают в качестве вожатых, воспитателей, руководителей самодеятельных творческих объединений, кружков, клубов, спортивных секций.

 

3.7.Летней педагогической практике предшествует 12-часовая методическая подготовка студентов и участие в 6-дневном инструктивно-методическом лагерном сборе. В программу методических занятий также включаются занятия по технике безопасности, охране здоровья и природы.

 

3.8.Кафедра педагогики  организует и контролирует практику студентов в летних оздоровительных учреждениях отдыха школьников, а по итогам практики проводит конференцию, на которой студенты выступают с сообщениями о своей работе.

 

 

4.Права и обязанности студентов-практикантов

 

4.1.Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики.

 

4.2.В ходе практики студенты ведут документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации уточняется на факультете комиссией, состоящей из преподавателей педагогики, психологии и частных методик).

 

4.3.Практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики.

 

4.4.В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.

 

4.5.Студент, которого отстранили от практики или работа которого на непрерывной педагогической практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

 

4.6.На период практики один из студентов, проходящих практику в данном учебно-воспитательном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, информирование студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.

 

5.Руководство педагогической практикой

 

5.Для руководства педагогической практикой назначаются факультетский руководитель, групповые руководители, педагог-психолог, учителя образовательных учреждений.

 

5.1.Факультетский руководитель:

- осуществляет совместно с руководителем педагогической практики университета и органами управления образованием подбор образовательных учреждений в качестве баз для всех видов педагогической практики на факультете;

- распределяет студентов по базам практики и составляет проект приказа о распределении;

- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов всех видов практики на факультете;

- своевременное составление документов для оплаты труда работников образовательных учреждений;

- вместе с деканатом организует и проводит установочные и итоговые конференции на каждом курсе;

- контролирует работу групповых руководителей, методистов, по мере необходимости посещает уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

- совместно с другими руководителями педагогической практики оценивает работу каждого студента-практиканта;

- вносит предложения по совершенствованию практики составляет общефакультетский отчет по итогам всех этапов педагогической практики;

 

5.2.Групповой руководитель – методист по специальности:

- организует и проводит установочную и итоговую конференции на базах практики;

- распределяет студентов по классам, обеспечивает координацию работы студентов;

- проводит консультации (групповые и индивидуальные) со студентами по вопросам содержания и организации учебно-воспитательной работы по предмету;

- организует взаимное посещение студентами уроков, внеклассных занятий по предмету, проводит их анализ;

- организует посещение студентами уроков у лучших учителей школы, знакомит с передовым педагогическим опытом;

- оказывает научно-методическую помощь учителям и преподавателям учебных заведений в проведении работы со студентами;

- своевременно информирует факультетского руководителя о ходе практики, случаях грубого нарушения трудовой дисциплины, невыполнении программы практики;

- анализирует отчетную документацию студентов, участвует в оценке деятельности каждого студента, его профессиональной подготовки;

- вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов;

- в соответствии со схемой отчета представляет сведения по итогам педпрактики факультетскому руководителю.

 

5.3.Педагог-психолог:

- определяет программу педпрактики и содержание индивидуальных психолого-педагогических заданий с учетом специфики факультета, научных интересов студентов;

- разрабатывает методические рекомендации по выполнению программы и конкретных заданий;

- проводит консультации по педагогике и психологии в период подготовки студентов к педпрактике;

- посещает и анализирует учебные и внеклассные занятия практикантов, оказывает студентам помощь в подготовке, проведении и анализе учебных и внеклассных занятий;

- совместно с методистом, педагогом (психологом) организует и проводит методические дни в школе;

- организует еженедельные консультации в институте по выполнению заданий по педагогике (психологии), оказывает психологическую поддержку студентам;

- участвует в установочной и заключительной конференции по педпрактике на факультете и вносит предложения по итоговой оценке за практику;

- готовит письменный отчет о ходе и результатах педпрактики на факультете.

 

5.4.Учитель:

- знакомит прикрепленных к нему студентов с планами своей учебно-воспитательной работы;

- проводит открытие уроки и внеклассные занятия по предмету, организует их обсуждение;

- консультирует студентов при подготовке их к проведению различных по типу и форме организации уроков, утверждает конспект предстоящих уроков;

- оказывает помощь студентам в подготовке и проведении внеклассной работы по специальности;

- анализирует все уроки и внеклассные занятия по предмету, проводимые студентами;

- принимает участие в установочной и итоговой конференциях в школе, дает характеристику студентам и оценку их работы.

 

5.5.Классный руководитель (воспитатель):

- знакомит студентов с составом учащихся класса, группы, с их личными делами, с психологическими особенностями, с основными воспитательными задачами и планом работы, проводит открытые внеклассные занятия с учащимися;

- направляет деятельность студентов по выполнению содержания практики, консультирует их по подготовке и проведению воспитательной работы;

-  присутствует на самостоятельных внеклассных занятиях студентов и участвует в их обсуждении;

 - дает характеристику студентам-практикантам, оценку их работы;

- вносит предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов.

 

5.6.Директор образовательного учреждения (зам. директора по учебно-воспитательной работе):

- обеспечивает оптимальные условия для проведения педагогической практики;

- включает студентов в многоплановую педагогическую деятельность образовательного учреждения, знакомит с задачами, проблемами, режимом его работы, правилами техники безопасности;

- совместно с групповым руководителем распределяет студентов по классам, знакомит с учителями и классными руководителями;

- посещает (выборочно) уроки, внеурочные воспитательные занятия студентов и принимает участие в их обсуждении;

- проводит совещание в начале и в конце педагогической практики;

- вносит предложения по совершенствованию педагогической практики.

 

Утверждено на заседании Ученого совета ВГПУ

протокол №11 от 26 июня 2008 г.

Категория: Общие положения | Добавил: УУР (08.09.2008)
Просмотров: 3522
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Ссылки и контакты
    160035, г. Вологда
    ул. С.Орлова 6, каб. 303

    Тел: (8172)72-07-40
           (8172)72-03-93

    Начальник УУР,
    Червякова Т. К.

Copyright ВГПУ © 2024Используются технологии uCoz